»стори€ по€влени€ мебели и еЄ приход в наш любимый город–остов-на-ƒону

ћ≈Ѕ≈Ћ№ (франц. meuble от латин. mobilis Ч легко передвигающийс€), один из основных видов оборудовани€ помещений. »зготовление мебели относитс€ к особой области декоративно-прикладного искусства. —оздава€ мебель, используют эстетическое воздействие фактуры и цвета материалов, украшают живописью, скульптурой, орнаментом. –азнообрази€ фактуры материала добиваютс€ с помощью различных технических приемов (окраски, полировки, инкрустировани€ и др.).  ак основной материал используют дерево, металл, пластик, стекло и др.

»стори€ развити€ мебели тесно св€зана с эволюцией художественных стилей, вместе с тем стили мебели не всегда по названию совпадают с эпохами, прин€тыми в классическом искусствоведении. ќчень часто они нос€т им€ королей, мастеров. ¬ одно и то же врем€ сосуществуют разные стили; региональные различи€ часто более велики, чем стилистические.

√лавные достижени€ мебельщиков св€заны с 18 веком, когда были созданы основные виды и формы мебели, возникли основные мебельные стили, творили крупнейшие мастера.

»—“ќ–»я ћ≈Ѕ≈Ћ»

ћебель у древних египт€н

ѕредметы древнеегипетской обстановки сохранились в некоторых гробницах (этому способствовал жаркий и сухой климат), их изображени€ часто присутствуют на фресках. Ёто сундуки, складные табуреты с X-образными опорами, пр€моугольные столы на четырех ножках и круглые на одной опоре, ложа с прогнутой рамной основой на четырех ножках. ќсобо роскошно оформл€лись троны фараонов. ѕо конструкции египетска€ мебель была €щичной, €мочно-филенчатой, с отделкой скульптурными формами (ножки в виде звериных лап и утиных головок), ажурными рельефными вставками, накладным золотом, инкрустаци€ми из слоновой кости, камн€, цветной стекл€нной пасты.

ћожно спорить, оказало ли мебельное искусство ≈гипта вли€ние на римскую мебель, но египетские мотивы всплыли в конце 18 Ч начале 19 веков в стиле ампир.

јнтична€ мебель

ћебель архаического периода ƒревней √реции известна нам главным образом по изображени€м на вазах. Ёто сундуки рамно-филенчатой конструкции, табуреты на X-образной опоре и на привычных дл€ нас четырех ножках, ложа с прогнутой стенкой в изголовье, столы (низкие, так как ели, читали и писали лежа). ѕо€вл€ютс€ стуль€ с гнутыми ножками, церемониальные стуль€. ћебель изготовл€ли не только из дерева, но и из бронзы. ¬ украшени€х архаического периода чувствуетс€ близость к египетским, дл€ них характерны звериные мотивы. ƒекор греческой мебели классического периода благородно сдержан, изысканно прост, используютс€ орнаментальные мотивы. ¬ период эллинизма вновь по€вл€ютс€ звериные мотивы, черты избыточной декоративной изощренности.

 лассическа€ греческа€ мебель послужила образцом дл€ римской мебели периода республики. Ќо по€вл€ютс€ и виды мебели, присущие только ƒревнему –иму, например, ложе с продольной спинкой. ƒл€ –има характерна особа€ почетна€ мебель разных видов: курульное кресло (от лат. сurulis Ч почетный, привилегированный) со скрещенными ножками в виде рогов дл€ консулов и преторов в общественных местах, солиум Ч тронообразное сидение дл€ почетных граждан в бан€х и храмах. ¬ обиход вошли виды легкой мебели из плетеных прутьев. ¬о времена империи в –име дл€ отделки мебели обильно используетс€ скульптурный декор со звериными и растительными орнаментами, аппликаци€ми из бронзы, ценных металлов и камней.

ћебель в средневековой ≈вропе

»з византийской мебели до нас дошли только храмовые образцы, которые свидетельствуют о ее близости к –иму периода империи. Ќекоторой отличительной особенностью этого периода стал неглубокий рельефный орнамент (или фигуры), часто сплошь покрывающий плоские поверхности мебели.

ћебель остальной ≈вропы как будто полностью избежала римского вли€ни€, так она была проста и даже грубо примитивна. Ќередко это были плохо обработанные обрубки дерева, использовавшиес€ как табуреты, столы в виде досок, положенных на козлы и т. п., массивные лавки.

¬ романский период (10-12 века) по€вились новые виды мебели: трехногие табуреты, столы с опорами в виде вертикальных плоскостей, шкафы, кресла с высокой спинкой, напоминающие курульные кресла римской эпохи, кровати в виде длинного сундука без крышки. ћассивность и нерасчлененность объемов соответствовали архитектурным формам этого периода. –оманска€ мебель лаконично украшалась резным орнаментом (геометрическим, растительным, ленточным).

¬ готический период (с середины 12 до 15-16 веков), благодар€ вторичному изобретению в ≈вропе двуручной пилы, котора€ дала возможность получать тонкие доски, по€вилась более легка€ и вместе с тем прочна€ мебель, рамно-филенчата€ каркасна€ конструкци€ которой перекликалась с каркасной арочно-стрельчатой архитектурой церковных и гражданских сооружений. “ипы мебели, по€вившиес€ в этот период сохран€ютс€ в ≈вропе очень долго, особенно в простонародном быту. Ёто столы на четырех ножках с подстольем, кресла, кровати с дерев€нным навесом (балдахином), шкафы, сундуки-лари (кассоне), поставцы, произошедшие из поставленных вертикально сундуков и использовавшиес€ дл€ хранени€ посуды, шкафы. √отическа€ мебель имеет напр€женно выт€нутые вверх формы, композиционно нередко делитс€ на отдельные части, заполненные виртуозно выполненной плоскорельефной или ажурной резьбой, мотивы которой напоминают архитектурные детали этого периода (стрельчатые арки, нервюры), нередко сложным растительным или геометрическим узором, фигурными изображени€ми св€тых и светскими сценками. —пинка стула напоминала стрельчатые башни готического собора с традиционными четырехлистниками-квадрифол€ми. ¬ эпоху готики по€вл€етс€ письменный стол с торцовыми стенками и поднимающейс€ столешницей, под которой находилс€ €щик дл€ письменных принадлежностей. ¬ јнглии в этот период получает распространение резьба по мореному дубу, который использовалс€ также дл€ стенных панелей, составл€€ вместе с мебелью внушительный ансамбль. ¬иртуозной резьбой слав€тс€ √ермани€, Ѕогеми€ („ехи€). ƒл€ южной ≈вропы (прежде всего »талии, в меньшей степени ‘ранции) характерно также применение живописных росписей, позолоты, инкрустаций, интарсии.

ћебель в эпоху ¬озрождени€

ѕовышенное внимание к удобствам быта в этот период (13-16 века) способствовало дальнейшему усовершенствованию мебели и интерьера. ÷ентральное место в »талии по-прежнему занимают лари-кассоне, украшенные позолоченным или раскрашенным стуком, резьбой и живописью, которую нередко выполн€ли такие крупные художники, как Ѕоттичелли, ”челло и другие.

–езной орнамент, барельефные аллегорические фигуры и целые сюжетные композиции изображены на поверхности кабинетов (ларцы с маленькими €щичками на подстолье), шкафов, которые своей монументальностью напоминают архитектурные фасады.

¬ »талии по€вл€ютс€ сундуки-Ђкассапанкаї со спинкой и локотниками, сохран€етс€ излюбленна€ форма курульного кресла, по€вл€ютс€ стуль€ и кресла с м€гкими, обитыми кожей или материей сиденьем и спинкой.

√лавным материалом дл€ мебели становитс€ удобный в обработке, прочный и красивый по текстуре орех. ћебель чаще украшаетс€ росписью и позолотой, в декоре преобладает интарси€ и каменна€ мозаика.  онструкци€ подчеркиваетс€ архитектурными элементами Ч колоннами, пил€страми, аркадами, нишами. ѕлоские поверхности в эпоху ¬озрождени€ инкрустируют слоновой костью, перламутром, черепахой.

ѕо€вл€ютс€ кабинеты, дрессуары. ¬се они решаютс€ как самосто€тельные архитектурные сооружени€ Ч маленькие палаццо, украшенные колоннами, карнизами, фронтонами. “акую мебель декорируют богатой резьбой, инкрустацией, интарсией.

ѕопул€рны в эпоху позднего ¬озрождени€ разнообразные комоды и застекленные буфеты (в этот период научились изготовл€ть большие листы стекла и зеркала, прежде всего в ¬енеции). јрхитектура интерьеров ¬озрождени€ с их спокойным обозримым пространством и €сно читаемой перспективой придавала достоинство и значимость каждому из присутствовавших в них немногочисленных предметов. ѕроизводилась така€ мебель в основном в »талии.

Ѕарочна€ мебель

Ѕарокко (конец 16 Ч середина 18 веков) с его стремлением к единству ансамбл€, прежде всего дворцового, дало большое разнообразие типов и форм мебели. ѕоложение законодателей мебельной моды постепенно переходит от »талии к ‘ранции. ƒворцова€ мебель »талии и ёжной √ермании конца 16 Ч начала 17 веков (шкафы, кабинеты, кабинеты-секретеры с откидной крышкой дл€ письма) обретает живописную пластику форм, когда динамика криволинейных сочетаний и игра светотени дает эффект полного растворени€ в соответствующем интерьере. Ўироко используютс€ архитектурные мотивы этого периода (витые колонны, разорванные фронтоны), скульптурна€ резьба, красочна€ мозаика. ¬ јнглии на заре барокко, в 15 Ч начале 17 веков, преобладает стиль Ђ“юдорї (по имени прав€щей династии), дл€ которого характерна несколько упрощенна€ интерпретаци€ ренессансных мотивов. ƒл€ ансамбл€ Ђ“юдорї характерна отделка деревом стен, карнизов и потолка помещени€.

ѕышный парадный интерьер эпохи французского абсолютизма(17-18 века) Ч светлые залы, украшенные многоцветной скульптурой, лепкой, золоченой резьбой с многочисленными зеркалами и си€ющим паркетом Ч создает иллюзию большого пространства. —о второй половины 17 века в период классического барокко делают мебель в стиле ЂЋуи  аторзї Ч ЂЋуиетырнадцатыйї. Ёто фанерованные кабинеты и двухстворчатые шкафы, в которых привычно пышный барочный декор (букеты цветов, растительные узоры) вписываетс€ в строгие и торжественные пр€моугольные формы.  ресла ЂЋуиетырнадцатыйї с высокой пр€мой спинкой подобны тронам, из€щные м€гкие табуреты предназначены дл€ дам в пышных широких плать€х. ƒл€ их отделки примен€ют ценные шпалеры, золочение по левкасу. ѕредметы мебели исполн€ютс€ по эскизам ведущих художников и архитекторов в едином стиле с отделкой стен и потолка, декоративной скульптурой, светильниками и остальной обстановкой, вплоть до дверных ручек и бронзовых обрамлений замочных скважин. ¬ходит в моду фанерованна€ мебель, украшенна€ маркетри и инкрустаци€ми из металла, черепахи, слоновой кости, а также вычурные бронзовые накладки, пышна€ дерев€нна€ резьба, покрыта€ позолотой. ƒл€ мебели, предназначенной дл€ сидени€, примен€ют м€гкие сидени€, заменившие подушечки, которые подкладывались ранее.

 рупнейший мастер этого времени, сумевший создать собственный стиль, Ч ј. Ў. Ѕуль.

—тиль –егентства

ѕосле смерти Ћюдовика XIV ‘ранци€ управл€лась его плем€нником Ч ‘илиппом ќрлеанским, принцем-регентом. ѕоэтому стиль позднего барокко называют Ђстилем регентстваї. ћебель этого стил€ выгл€дит несколько менее помпезно, блеск приглушеннее, ножки мебели ниже, формы их изогнуты, сидени€ выдвинуты вперед.

ћебель рококо

¬о второй четверти 18 века (прежде всего во ‘ранции) на смену внушительно строгим барочным формам приход€т интимные, прихотливо-динамичные. Ёто прежде всего характерно дл€ времени правлени€ Ћюдовика XV, по имени которого стиль рококо в мебели и интерьерах чаще называют ЂЋуи ѕ€тнадцатыйї (ЂЋуи  ензї). —войственные барокко размах и парадность отступают. ћебель свободно размещаетс€ в помещении, не загромождает его, сама €вл€етс€ элементом украшени€. ¬ колорите преобладают самые нежные сочетани€ пастельных тонов. Ћепной орнамент стен, зеркал, мебели, каминов, кандел€бров, рисунки тканей и формы дверных ручек тщательно прорисовывает рисовальщик-орнаменталист. »нтерьер дополн€ют из€щные светильники и многочисленные зеркала. ћодны расставленные на каминных полках, специальных подставках-консол€х и шкафах-горках из€щные декоративные вазы и фарфоровые скульптуры (в это врем€ в ≈вропе по€вл€етс€ собственный фарфор). ћебель рококо приобретает хрупкую легкость и элегантность.

»злюбленным типом мебели этого периода станов€тс€ Ђпузатыеї комоды с как бы вздутыми к центру формами, бюро (письменные столы с футл€ром, закрывающим рабочую поверхность), консольные столы (на одной резной подставке), софы. Ќар€ду со стационарной мебелью стали производитьс€ многочисленные типы легкой, свободно перемещаемой мебели небольших размеров: стуль€, легкие кресла со спинками, как бы облегающими тело, банкетки. ѕо€вл€етс€ целый р€д принципиально новых типов мебели: канапе, шезлонг, кушетка, бержер (кресло с дополнительной табуреткой). ¬се они, обитые одинаковой тканью (а нередко и дорогосто€щей шпалерой, гобеленом), образуют гарнитур, в котором отправной точкой считалась софа. ѕо€вл€ютс€ предназначенные дл€ дам из€щные туалеты с зеркалами, а также конторки, секретеры. ѕолноправной частью интерьера станов€тс€ несколько т€желоватые плат€ные и книжные шкафы.

ƒл€ декора мебели рококо характерны свободно располагающиес€ из€щные узоры маркетри: цветы, расписанные по желтому, розовому, голубому или светло-зеленому фону; распространенность моды на китайское искусство привела к по€влению особого стил€ шинуазри: китайские мотивы наносились краской или золотом по черному лаку. –езьба по дереву замен€лась золочеными бронзовыми накладками.

ќригинальна€ интерпретаци€ стил€ рококо возникла в ¬енеции, где вс€ поверхность мебели покрывалась краской с преобладанием зеленых и голубых тонов, на фоне которых исполн€лись целые картины с человеческими фигурами или сложный узор. ѕрекрасные образцы рококо были изготовлены в √ермании, некоторые из этих мастеров работали также и во ‘ранции. ѕри изготовлении лаковой мебели немецкие мастера предпочитали многоцветность.

¬ јнглии мотивы рококо выражены в стиле Ђкоролевы јнныї (1665-1714), мебель становитс€ проще и легче. ’арактерный предмет английской обстановки Ч узкие комоды с откидной крышкой, так называемые холост€цкие.  расное дерево в јнглии по€вл€етс€ после 1720. ƒл€ подражаний лаковой €понской мебели существует, аналогично шинуазри, английский стиль джаппанинг (€понщина) Ч выполнение росписей золотом или серебром по лаку.

—амым распространенным материалом в то врем€ были бук и орех, но дл€ дворцовой мебели примен€лись самшит, клен, дика€ вишн€, оливковое дерево, €вор, конечно, красное дерево, лимон, пальма, черное дерево, палисандр, фиалковое и розовое деревь€.

¬ 1743 во ‘ранции был опубликован статут, по которому мебельный мастер был об€зан подписывать свою работу, чему об€заны дошедшие до нас авторские работы. ¬ мастерских происходит разделение труда: стол€рна€ работа с резьбой по дереву отдел€етс€ от работы мастера-краснодеревщика, изготовл€ющего фанерованную мебель из дорогих пород деревьев. ¬ создании дорогой и сложной мебели принимают участие стол€ры, краснодеревщики, резчики, позолотчики, литейщики, чеканщики, лакировщики. Ёскизы дл€ накладок делают художники и архитекторы.

¬торое рококо

ѕравление Ћюдовика XVI(1754-1793), избегавшего вычурной куртуазности, принесло бШольшую строгость в отделке интерьеров и изготовлении мебели. Ётот французский стиль, представл€ющий собой нечто среднее между рококо и классицизмом, так и называетс€ ЂЋуи Ўестнадцатыйї (ЂЋуи —езї). »ногда его называют в честь королевы ћарии јнтуанетты. ћебель приобретает более строгие, менее причудливые формы; корпусна€ мебель (шкафы-буфеты, бюро, секретеры) обретает легкость строго геометрических форм с широкими поверхност€ми красного дерева, подчеркивающимис€ бронзовой отделкой, избегающей пышности и стрем€щейс€ к античной простоте, нередко воспроизвод€щей древнегреческие и римские орнаменты.

¬о ‘ранции в этом стиле работали мастера ∆. ∆акоб, ∆. ј. –изенер, а также немецкий мебельщик ƒ. –ентген.

¬ европейских странах, например в √олландии или јнглии, где третье сословие играло более значимую роль, чем во ‘ранции, и вс€ жизнь не сосредотачивалась только при дворе, развивались иные стили меблировки. ¬ √олландии в 17-18 веках изготовл€лась практична€ и удобна€ мебель дл€ городских слоев (бюргеров). Ўироко распространились двухстворчатые шкафы с широким профилированным карнизом, столы с массивными точеными ножками кувшинообразного типа, стуль€ из точеных стоек и перекладин с высокой спинкой и трапециевидным сидением, часто обитым кожей. ѕохожа€ мебель, но с обильным скульптурным декором, с 17 века изготовл€лась и в √ермании.

¬ јнглии мебель достигла своего расцвета благодар€ мастеру “. „иппендейлу, давшему им€ этому стилю. –ациональность форм такой мебели артистично сочеталась с легкостью линий и причудливым узором, вобравшим в себ€ черты готики, рококо и шинуазри. ¬ јнглии об этом времени говор€т как о неоготике. ћебель английских мастеров второй половины 18 века “. Ўератона и ƒж. ’еплуайта украшалась декором классицистского характера, но удобные легкие формы близки „иппендейлу.

¬ —оединенных Ўтатах јмерики подражание чиппендейловской мебели и отделке породило собственный стиль, названный Ђколониальнымї.

ћебель классицизма

¬ архитектуре конца 18 века преобладающим стилем €вл€лс€ классицизм, в мебели привнесший четкость линий, соблюдение классических пропорций, отказ от прихотливых изгибов. ƒекор очень умерен, в нем преобладают римские и греческие мотивы. ¬ јнглии классицизм часто называют Ђстилем эпохи –егентаї (в 1811-20 годах принц √еорг ”эльский был регентом).

ѕравление Ќаполеона I в ≈вропе принесло моду на стиль ампир (в мебели он был особенно попул€рен в первой четверти 19 века), который считаетс€ завершением эпохи классицизма. ƒл€ помещений, оформленных в стиле ампир, мебель играет решающую роль в пространственной организации интерьера. Ѕлагородна€ простота и конструктивна€ €сность форм, статичность которых вс€чески подчеркиваетс€, создава€ иллюзию незыблемости быти€ и нерушимости империи, сочетаетс€ с декором, в котором мотивы древнеримского искусства сплетаютс€ с древнеегипетскими, заново открытыми ≈вропой после египетских походов Ќаполеона и опубликовани€ монументального труда о египетских древност€х с рисунками. ’арактерны крупные бронзовые рельефы в отделке. ѕримен€лось также резное золоченое дерево, особенно в –оссии.

ћебель бидермейера

¬ јвстрии и √ермании в 1810-40-х годах ампир сменилс€ стилем бидермейер, который отличалс€ вниманием к домашнему уюту. ћебель стала изготовл€тьс€ меньших размеров, менее статична€, вернулась м€гка€ обивка, монументальный декор был сведен к минимуму.

ѕериод эклектики

¬ целом повсеместно в изготовлении мебели идет поворот в сторону более дешевых, простых в изготовлении предметов. ¬ этой мебели часто нельз€ проследить какой-то определенный стиль, мастера скорее подвержены моде (например, пр€моугольные столы вытесн€ютс€ круглыми и овальными), большую роль играет обивка, мебель становитс€ эклектичной. ѕо€вл€ютс€ псевдостили, ненужное украшательство. ¬ јнглии Ђстиль эпохи –егентаї плавно переходит к георгианскому стилю, дл€ которого типично окрашивание мебели в белый цвет. ѕозднейший викторианский стиль во многом перекликаетс€ с европейским бидермейером. ћебель утрачивает дворцовую исключительность, ее широкое распространение несовместимо с безупречным вкусом.

ћассова€ мебель

¬о второй половине 19 века развиваетс€ фабричное производство. “ехнологический прогресс (гнутье дерева, штамповка древесины) способствует по€влению конструктивно простой, прочной и сравнительно дешевой мебели. “акой и стала Ђвенска€ мебельї, изобретенна€ на самом деле в ћоравии (тогда в составе империи √абсбургов) фирмой ЂЅрать€ “онеї. Ёта мебель по своей цене была доступна даже зажиточным кресть€нам и вызвала насто€щий взрыв массового производства.

¬ целом в конце 18 Ч первой половине 19 века были созданы формы и виды мебели, которые практически сохранились до сегодн€шнего дн€. ƒл€ мебели это классический период, стил€м этого времени подражают и до сих пор, так как функциональное удобство сочетаетс€ в них с красотой отделки.

ћебель в 20 веке

— начала 20 века на мебель резко и повсеместно вырастает спрос. ѕараллельно с этим по€вл€ютс€ новые дешевые материалы, а производство цельнодерев€нных предметов, наоборот, удорожаетс€, так как его невозможно полностью механизировать. ѕотребовалась мебель дл€ многочисленных учреждений и предпри€тий, контор, банков, школ. ¬озник новый стиль Ч Ђфункционализмї.

ѕервыми на эту новую реальность откликнулись в странах —кандинавии, где архитекторам и дизайнерам (нова€ професси€ 20 века) удалось добитьс€ органичного сочетани€ национальных особенностей и новаторства. Ёто мебель архитекторов ј. јалто(‘инл€нди€), ј. якобсена (ƒани€), Ѕ. ћатсона (Ўвеци€). ¬ этих образцах подчеркиваетс€ красота естественной текстуры дерева, пластическа€ гибкость гнуто-выгнутых деталей, дл€ обивки используютс€ ткани с нарочито грубоватым рельефом.

ћного внимани€ проектированию мебели удел€ли знаменитые французские архитекторы Ће  орбюзье, ѕ. Ўаро, ‘. ∆урден, члены Ђ¬еркбундаї в √ермании, преподаватели ЂЅаухаузаї’.  . ван де ¬елде и ¬. √ропиус, а также всемирно известный американский архитектор Ћ. ћис ван дер –оэ. —тала разрабатыватьс€ и внедр€тьс€ встроенна€ секционно-разборна€ мебель, мебель трансформируема€ (кресло-кровать, диван-кровать, раскладные столы). ѕериод конца 1920-30-х гг. в декоративно-прикладном искусстве «апада называетс€ эпохой ар деко. ¬ это врем€ повышенное внимание удел€етс€ комфорту. ћебель этого времени имеет самые разнообразные формы.

Ќо при тиражировании этих образцов в них про€вилась некотора€ холодность, отчужденность. ѕоэтому одновременно с по€влением новых форм растет и интерес к образцам 18 века.

–усска€ мебель

ќ древнерусской мебели лучше всего можно судить по изображени€м на иконах и миниатюрах. ѕрежде всего, это дерев€нные неподвижные лавки, непременна€ принадлежность и кресть€нской избы и бо€рских палат, подвижные скамьи с перекидной спинкой (и те и другие служили вместо кроватей), пр€моугольные столы на четырех массивных опорах, табуреты, сундуки, по своим формам схожие с романской мебелью. ¬ народном быту эти вещи дожили до второй половины 20 века. ћебель знатных людей украшалась резным декором с преобладанием растительного и геометрического орнаментов. ¬ ћосковской –уси 15-17 веков у богатых людей по€вились поставцы и горки дл€ посуды.

ѕетровские реформы сначала не привели к массовому распространению мебели европейского образца, даже самые богатые люди имели так мало мебели, что перевозили ее за собой при переездах из города в деревню и обратно.

Ћучшие образцы европейской мебели были представлены во дворце ј. ƒ. ћеншикова. «десь имелась и голландска€, и французска€, и немецка€ мебель разных стилей, но хорошо сочетавша€с€ в разных поко€х. ќчень хороша€ мебель приобреталась Ѕ. ѕ. Ўереметевым.

ќтсутствие цельного ансамбл€, так характерного дл€ барокко, ощущалось даже в дворцовых поко€х. ѕри ≈лизавете покои обставл€лись в стиле рококо, но многие предметы были случайны. ќчень попул€рна была отделка в стиле шинуазри. ≈катерина II ввела в моду роскошную стильную мебель, составл€ющую полный ансамбль, не допускающий присутстви€ случайных предметов.

—тили собственно русской мебели начинаютс€ с классицизма и ампира. Ѕлест€щие образцы усадебной и дворцовой мебели были созданы по проектам архитекторов ј. Ќ. ¬оронихина,  . ». –осси, ¬. ѕ. —тасова. ¬ –оссии дл€ ее изготовлени€, кроме красного дерева, использовалс€ уникальный местный материал Ч карельска€ береза, который отделывалс€ вместо бронзы резной позолотой, подчеркивающей теплый золотистый природный тон и муаровый рисунок текстуры.

ѕавел I запретил ввозить в –оссию французскую мебель, что дало толчок развитию русского мебельного дела. ¬ это врем€ по€вл€етс€ мебель в стиле Ђрусский жакобї, имеюща€ мало общего с издели€ми семьи ∆акоб, но продержавша€с€ в моде с некоторыми вариаци€ми до јлександра III. “акже называют этот период и Ђпавловский ампирї.

¬ конце 18 века основывают свое дело брать€ √амбс, работа которых отличалась особой тщательностью отделки. »х фирма просуществовала до самой революции, а издели€ всегда отличались прекрасным качеством.

¬ целом мебель в –оссии на прот€жении 19 века изготовл€лась по европейским образцам, но по€вление стил€ модерн привнесло также струю национального романтизма и в мебель, изготавливавшуюс€ в мастерских јбрамцева и “алашкина. “ака€ мебель была эксклюзивна, нередко имела вид стилизованных массивных теремов (корпусна€ мебель Ч горки, буфеты, шкафы), табуретов и т. п., украшалась великолепной резьбой и роспис€ми, цветными стеклами. ¬ массе же была в употреблении венска€ мебель. ¬ быт городского простонародь€ вошли никелированные кровати, стуль€, шкафы, горки. —реди более зажиточных и интеллигентных слоев была попул€рна стильна€ мебель шведского и финского производства.

ћассовую мебель отличного качества и эксклюзивные образцы выпускали предпри€ти€ ѕ. ј. Ўмидта (ћосква).

ƒругое ответвление модерна Ч мебель в духе неоклассицизма. яркими разработчиками ее образцов были выдающиес€ архитекторы ». ј. ‘омин, ¬. ј. ўуко.

ѕослереволюционный конструктивизм в лице, прежде всего, ¬. ≈. “атлина, а также ј. ћ. –одченко и Ёль-Ћисицкого с их т€готением к кардинально новой эстетике быта дал прекрасные образцы мебели новых форм. ќсобое внимание было уделено встроенной и трансформируемой мебели. Ќо поскольку новый строй на практике был не в состо€нии улучшить быт р€довых людей, а конкретные жилищные услови€ не способствовали обстановке комнат мебелью, эти новшества были отвергнуты.

ƒл€ мебели сталинского времени (дл€ центральных учреждений, квартир ответственных работников, обставл€вшихс€ централизованно казенной мебелью) характерно подражание образцам эпохи ампира, а также времени јлександра III с утрированно национальными мотивами. ¬рем€ расселени€ коммунальных квартир положило начало приобретению мебельных гарнитуров, в основном производства социалистических стран.

ћебель в –остове-на-ƒону

†††††† –остовска€ область Ч один из крупнейших на юге страны центров многоотраслевой промышленности, раз≠витого сельского хоз€йства, науки, культуры.

¬тора€ половина XIX и начало XX вв. на ƒону сопро≠вождались бурным развитием капитализма в сельском хоз€йстве и промышленности, ростом населени€, особен≠но городского, строительством железных дорог. ¬ 1871 г. –остов через ’арьков был соединен с ћосквой. ¬ 1875 г. открываетс€ дорога от –остова до ¬ладикавказа и на север до ¬оронежа, немного позднее Ч лини€ «верево Ч ƒебальцево, соединивша€ донские степи с ”краиной. »дет строительство и оборудование портов.

†††††† ¬ целом на ƒону промышленное развитие шло вна≠чале более медленными темпами, а крупна€ промышлен≠ность по€вилась гораздо позднее, чем в центре –оссии. ¬ первой половине XIX в. на ƒону преобладали предпри€ти€, перерабатывающие сельскохоз€йственное сырье. —троились также кирпичные заводы, рыбоперера≠батывающие. ¬ середине 60-х гг. уже насчитывалось свыше 220 заводов. ѕо€вл€ютс€ новые отрасли. ¬ 1846 г. в –остове начинает действовать чугуноплавильный за≠вод. ¬ Ќовочеркасске был построен завод сельскохоз€й≠ственных машин. –азвиваетс€ угольна€ промышлен≠ность. ƒобыча угл€ началась еще в конце XVIII в. в юрте станицы √ундоровской. «атем были открыты месторождени€ угл€ и в других местах на Ќижнем ƒон≠це и Ќижнем ћиусе. ¬ конце 20-х гг. XIX в. были обна≠ружены залежи антрацита в районе реки √рушевка. — начала 30-х гг. здесь начинают строить шахты, их число к середине 50-х гг. составило уже более 40.

†††††† ¬идное место занимала пищевкусова€ промышлен≠ность. Ќа ее долю приходилось в 1900 г. более 46% всей промышленной продукции.  рупными предпри€ти€ми этой отрасли по праву считались такие, как табачные фабрики јсмолова,  ушнарева, јсланиди, паровые мельницы ѕарамонова и др.

†††††† ¬ середине 20в.постепенно начали по€вл€тьс€ в –остове-на-ƒону и области фабрики по изготовлению м€гкой и корпусной мебели. Ќа сегодн€шний день это мощные, крупнейшие и эффективные мебельные фабрики –остовской области. ќсновным продуктом этих компаний €вл€етс€ корпусна€ мебель дл€ дома и офиса, также мебель гостиничного типа. ћебельные фабрики выпускают огромный ассортимент мебели, причем вс€ мебельна€ продукци€ €вл€етс€ лидерами продаж во многих магазинах –остова и в других регионах –оссийской ‘едерации.  ћодельный р€д мебели посто€нно пополн€етс€, разработки не останавливаютс€ ни на один день. ћебельные фабрики оснащены современными высокопроизводительными импортными оборудовани€ми, дл€ производства мебели. ѕри изготовлении мебели используютс€ экологически чистые материалы, импортные комплектующие издели€ и фурнитура. ћебельные фабрики посто€нно совершенствуют свои технологии, модели и дизайн мебели. ѕринимают участи€ в различных выставках и неоднократно награждаютс€ ƒипломами за оптимальное соотношение цены и качества при производстве мебели

 

 

јлена —люсарь © при размещении статьи ссылка на www.e-chance.ru об€зательна

шкафы-купе –остов, шкафы-купе, шкафы, фото мебель, 2-х €русные кровати, барна€ стойка, барна€ стойка ростов, вешалки, горки “¬, детска€ мебель, детска€ мебель ростов, диваны –остов, журнальные столы, изготовление мебели, »нтернет-магазин мебели в –остове, кабинет, каталоги мебели, компьютерный стол, корпусна€ мебель, корпусна€ мебель ростов, кресла –остов, кровати –остов, купить мебель в –остове, кухни, кресло, кухни на заказ, кухонна€ мебель, кухонные уголки, магазины мебель,матрацы, мебель,мебель дл€ кухни, мебель комнаты, мебель кухни, мебель на заказ, мебель общепит ростов, мебель –остов, мебель цены, мебельные магазины, модульную мебель, м€гка€ мебель, м€гка€ мебель –остов, нужна мебель ростов, обувницы, ортопеды, офисна€ мебель, офисна€ мебель –остов, письменные столы, прихожа€, продажа мебели, производители мебели, производство мебели, спальни, спальни –остов, стеллажи, стенки –остов, столы, столы 2-х тумбовые , столы –остов, стуль€ –остов, тахты, трюмо, тумбы “¬, фабрика мебели